16 декабря 2007 года - `Что такое религия и какие религии бывают`
Диакон Михаил Плотников

16 декабря 2007 года, в Митрополичьих Палатах Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры состоялась лекция "Что такое религия и какие религии бывают", которую прочитал диакон Михаил Плотников, клирик храма свт. Николая в Заяицком, кандидат богословия, доцент, преподаватель ПСТГУ, сотрудник кафедры религиоведческих наук.

Основные тезисы лекции:

  • Этимология слова "религия", его понимание древними римлянами. Религия Древнего Рима, ее упадок.
  • Применение термина "религия" к христианству во времена гонений и с началом срастания христианства с государством.
  • Уточнение термина "религия" христианским мыслителем Лактанцием. Понимание "религии" как воссоединения с Богом.
  • О неприложимости термина "религия" ко многим "религиозным" мировоззрениям и практикам.
  • О понимании религии как представлении о сверхчувственном мире, общении с ним и продолжении существования после смерти.
  • Основы этического учения в религиях.
  • Деление религий на группы по количеству их последователей.
  • Синтетические религии.
 
Мы хотим, чтобы воспитанницы нашей обители выросли добрыми, православными, нормальными людьми

Интервью с настоятельницей Пахомие-Нерехтского монастыря игуменией Алексией

– Матушка Алексия, как Вы думаете, почему с этим местом связано столько святых: от Пахомия Нерехтского, до священномученика Василия, практически нашего современника?

– Да, место удивительно святое, и сейчас все больше и больше людей понимают, сколько здесь тишины и святости.

Монастырь наш очень древний, времен преподобного Сергия. В 14 веке преподобный Сергий ушел под Москву, на пустынножительство, а на это место пришел преподобный Пахомий, уроженец города Владимира, сын священника. Он там принял монашество, там был игуменом одного из монастырей, и оттуда ушел на высший подвиг монашества – пустынножительство. Долго искал место, и когда пришел сюда, уже не смог уйти. А жители Нерехты просили, чтобы он не оставался один, а построил монастырь, потому что далеко вокруг не было ни одного монастыря. А монастыри в 14 веке имели очень большое значение.

По благословению святителя Алексия митрополита Московского было разрешено построить первый храм в честь Святой Троицы. Престольную икону написал сам преподобный Пахомий, и весь монастырь был назван в честь Святой Троицы.

Продолжение Продолжение материала...
 
Троицкая школа: паломничество в Иосифо-Волоцкий монастырь 10.11.2007г.

Раннее субботнее утро 10 ноября выдалось хмурым и довольно прохладным. В 8-00 автобус у храма уже заполнен. В путь! Цель сегодняшней поездки - Иосифо-Волоцкий монастырь.

Всякое дело начинается с молитвы, а уж тем более паломничество. Стройный хор наших детей заполнил пространство нашего автобуса и благоговейным молитвенным теплом согрел наши души… Подпеваем все вместе. Молитвы завершили, когда автобус ехал по кольцевой дороге к выезду на Волоколамское шоссе. Путь еще неблизкий… Микрофон берет одна из учениц школы  и начинает свой рассказ об истории древнего Иосифо-Волоцкого монастыря и Иосифе и об основании им обители под Волоколамском. Иноческое имя Иосиф было дано юному Иоанну Санину преподобным в Боровском монастыре, где преподобный Иосиф провел затем восемнадцать лет под руководством святого подвижника.

Продолжение Продолжение материала...
 
Икона Живоначальной Троицы

Лицевая сторона иконыОбратная сторона иконыИкона Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба и освященная на Гробе Господнем.

Преподнесена в дар Свято-Троицкой Сергиевой Лавре от Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1912 году.

 

Тропарь, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, // Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас тот же

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва; // и согласно славим Всесвятаго Духа.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца послал еси // божественным учеником Твоим.

 
2 декабря 2007 года - `К 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского`

2 декабря 2007 года, в Митрополичьих Палатах Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры состоялась лекция:

"К 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского. Новые материалы и загадки звенигородского чудотворца".

Лектор – Константин Петрович Ковалев, телеведущий, историк, писатель, автор нескольких книг серии «Жизнь замечательных людей». Недавно награжден орденом «Гордость России» за книгу «Савва Сторожевский».

Константин Ковалев Обложка книги Основные тезисы лекции:
  • Географическое расположение Звенигорода. Рублево-Успенское шоссе – Звенигородская дорога.
  • Краткая историческая картина XIV века. Поход князя Юрия Звенигородского на Волжскую Булгарию по благословению преподобного Саввы. Поход Тамерлана против Тахтомыша.
  • Забвение трудов и подвигов преподобного Саввы. Причины этого: литовско-польское нашествие в Смутное время и уничтожение рукописей поляками; замалчивание роли преподобного Саввы в истории России.
  • Начало иноческого пути преподобного Саввы Сторожевского.
    Основание монастыря в Звенигороде.
  • Духовное окормление князя Юрия Димитриевича Звенигородского преподобным старцем Саввой. "Благоверное княжение".
  • Чудеса преподобного Саввы: спасение царя Алексея Михайловича от медведя; Отечественная война 1812 года: спасение от разорения Звенигородского монастыря французами через явление преподобного Саввы Эжен (Евгению) Богарне; спасение мощей преподобного Саввы в советские годы при всеобщем вскрытии мощей, возвращение мощей в 1988 году в Даниловский монастырь; чудо с императором Петром I; преподобный Савва покровитель семьи Романовых.
 
О походе в Русский духовный театр ``ГЛАС``
Фотография спектакля

18 ноября 2007 г. прихожане нашего Подворья посмотрели спектакль-драму «Крест-Хранитель», посвященный новомученикам российским от безбожной власти убиенным. Для многих было открытием, что в Москве уже 17 лет существует и ставит православные спектакли Русский духовный театр «ГЛАС».

Зал был полон, некоторым пришлось даже занять приставные места на стульях.

Увиденное трудно назвать в известном смысле спектаклем, это было нечто большее: это и житие святой мученицы Елизаветы Феодоровны, и духовное пение и молитвы, и отрывки из текстов Евангелия и проповедей святого Патриарха Тихона. Это напоминание о прошлом и предостережение нам, ныне живущим.

Когда действие на сцене закончилось, то в зале стояла гробовая тишина, никто не решался захлопать первым. А потом артистов долго благодарили. Из зала тоже не торопились выходить. Многие вытирали с лица слёзы.

Об увиденном поделилась одна из наших прихожанок: «В этом спектакле всё переплелось. Я была на Святой Земле, на Ганиной Яме, читала книги о новомучениках Российских. А здесь всё встало перед глазами, ожило так ясно, я плакала. Надо, чтобы все посмотрели этот спектакль! Мы открыли для себя этот театр, взяли репертуар, хотим пойти и на другие спектакли»…

 
Интервью с матерью Марией, игуменьей монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Астене

- Матушка, пожалуйста, расскажите немного о Вашей семье. Были ли Вы воспитаны в христианстве? В какой конфессии? Как Вы встретились с православием? Как стали православной?

Я родилась и выросла в Гааге. Перед нашим домом был лесок, а за ним дюны. Чудесное место, заложившее основу моей любви к природе и её Создателю. Хоть я и не воспитывалась в вере, но выросла в любящей семье, где нам прививались уважение к людям и любовь к природе. Ещё в раннем детстве, под влиянием библейских рассказов, услышанных мной на уроках Закона Божьего в начальной школе, а позже моего собственного опыта, я стала задумываться над большими жизненными вопросами: «Есть ли Бог? Правда ли, что Он слышит наши молитвы?». Моя мама ходила иногда в реформаторскую церковь, и я стала ходить туда в воскресную школу. Потом у меня появилась подруга, которая пела в византийском католическом церковном хоре. С четырнадцати лет и я стала петь в этом хоре на церковно-славянском языке во время Божественной Литургии. В то же время я пришла в голландский православный монастырь Иоана Крестителя в Гааге. Здесь в 18 лет я приняла православие.

Продолжение Продолжение материала...
 
Россию от Смуты спасли вера, мудрость и мужество

Интервью с писателем Валерием Шамшуриным

Нижегородский писатель Валерий Шамшурин несколько десятилетий посвятил изучению истории Смутного Времени. Еще в начале 90-х вышла его трилогия о спасении Отечества народным ополчением Минина и Пожарского: "Каменная соль", "Набат над Волгой", "Алтарь Отечества". Мы встретились с ним в Нижнем Новгороде накануне организованной Валерием Анатольевичем ежегодной акции «Алтарь Отечества»: уже несколько лет энтузиасты, жители городов, по которым четыре века назад проходило народное ополчение, повторяют путь своих великих предков.

– Валерий Анатольевич, мы знаем из истории, что в последний период смуты страна оказалась на краю погибели: Москва оккупирована поляками, в России голод, разорение. И в тот момент, когда уже ничто, казалось, не может спасти страну, патриарх Гермоген отправляет из своей темницы в Чудовом монастыре воззвание – призывая защитить веру. И отклик на этот призыв появляется в Нижнем Новгороде. Почему именно здесь, как вы думаете?

– Ну, я думаю, во-первых, что все свершается по Божьей воле, а без нее ничего не делается. А во-вторых, видимо, такие условия создались, что Нижний смута не затронула. Я имею в виду предательство, раздоры, разбои, которые были почти по всей западной части России и севернее. Ведь представьте себе, с севера шли шведы, по сути дела они претендовали на всю полноту власти в России, англичане уже задумывали уже свою интервенцию, их король Иаков думал. Ну, с запада шли ляхи, как называли тогда поляков, и литовцы. Юг – это Крым, это крымские татары, и тоже они старались проникнуть поближе к Москве, к столице.

Как видите, везде, все области были охвачены вот этой смутой. Единственное, что оставалось в незыблемости – в относительной, конечно; потому что когда трясет одну часть государства, трясет, задевает обязательно и другую – это земли, связанные с Поволжьем. И Нижний Новгород оказался в центре вот такого относительно спокойного места.

Во-вторых – не везде же были Минин и Пожарский! Не везде же были такие герои! Оба люди набожные, бессеребренники, они были убежденными нестяжателями, оба проводили идеи Нила Сорского. Поэтому ничего удивительного нет в том, что торговец и прасол Кузьма Минин все свое имущество пожертвовал на ополчение. Это вполне было в его характере и в его привычках.

Продолжение Продолжение материала...
 
<< В начало < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 Следующая > В конец >>

Всего 925 - 938 из 955
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter