|
|
|
16 декабря 2007 года, в Митрополичьих Палатах Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры состоялась лекция "Что такое религия и какие религии бывают", которую прочитал диакон Михаил Плотников, клирик храма свт. Николая в Заяицком, кандидат богословия, доцент, преподаватель ПСТГУ, сотрудник кафедры религиоведческих наук.
Основные тезисы лекции:
- Этимология слова "религия", его понимание древними римлянами. Религия Древнего Рима, ее упадок.
- Применение термина "религия" к христианству во времена гонений и с началом срастания христианства с государством.
- Уточнение термина "религия" христианским мыслителем Лактанцием. Понимание "религии" как воссоединения с Богом.
- О неприложимости термина "религия" ко многим "религиозным" мировоззрениям и практикам.
- О понимании религии как представлении о сверхчувственном мире, общении с ним и продолжении существования после смерти.
- Основы этического учения в религиях.
- Деление религий на группы по количеству их последователей.
- Синтетические религии.
| |
Интервью с настоятельницей Пахомие-Нерехтского монастыря игуменией Алексией
– Матушка Алексия, как Вы думаете, почему с этим местом связано столько святых: от Пахомия Нерехтского, до священномученика Василия, практически нашего современника?
– Да, место удивительно святое, и сейчас все больше и больше людей понимают, сколько здесь тишины и святости.
Монастырь наш очень древний, времен преподобного Сергия. В 14 веке преподобный Сергий ушел под Москву, на пустынножительство, а на это место пришел преподобный Пахомий, уроженец города Владимира, сын священника. Он там принял монашество, там был игуменом одного из монастырей, и оттуда ушел на высший подвиг монашества – пустынножительство. Долго искал место, и когда пришел сюда, уже не смог уйти. А жители Нерехты просили, чтобы он не оставался один, а построил монастырь, потому что далеко вокруг не было ни одного монастыря. А монастыри в 14 веке имели очень большое значение.
По благословению святителя Алексия митрополита Московского было разрешено построить первый храм в честь Святой Троицы. Престольную икону написал сам преподобный Пахомий, и весь монастырь был назван в честь Святой Троицы. |
Продолжение |
|
|
Раннее субботнее утро 10 ноября выдалось хмурым и довольно прохладным. В 8-00 автобус у храма уже заполнен. В путь! Цель сегодняшней поездки - Иосифо-Волоцкий монастырь.
Всякое дело начинается с молитвы, а уж тем более паломничество. Стройный хор наших детей заполнил пространство нашего автобуса и благоговейным молитвенным теплом согрел наши души… Подпеваем все вместе. Молитвы завершили, когда автобус ехал по кольцевой дороге к выезду на Волоколамское шоссе. Путь еще неблизкий… Микрофон берет одна из учениц школы и начинает свой рассказ об истории древнего Иосифо-Волоцкого монастыря и Иосифе и об основании им обители под Волоколамском. Иноческое имя Иосиф было дано юному Иоанну Санину преподобным в Боровском монастыре, где преподобный Иосиф провел затем восемнадцать лет под руководством святого подвижника. |
Продолжение |
|
|
Икона Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба и освященная на Гробе Господнем.
Преподнесена в дар Свято-Троицкой Сергиевой Лавре от Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1912 году.
Тропарь, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш,
/ Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми
уловлей вселенную, // Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак, глас тот же
Егда снизшед языки слия, / разделяше языки
Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва; //
и согласно славим Всесвятаго Духа.
Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца послал еси // божественным учеником Твоим. |
2 декабря 2007 года, в Митрополичьих Палатах Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры состоялась лекция:
"К 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского. Новые материалы и загадки звенигородского чудотворца".
Лектор – Константин Петрович Ковалев, телеведущий, историк, писатель, автор нескольких книг серии «Жизнь замечательных людей». Недавно награжден орденом «Гордость России» за книгу «Савва Сторожевский».
|
Основные тезисы лекции:
- Географическое расположение Звенигорода. Рублево-Успенское шоссе – Звенигородская дорога.
- Краткая историческая картина XIV века. Поход князя Юрия Звенигородского на Волжскую Булгарию по благословению преподобного Саввы. Поход Тамерлана против Тахтомыша.
- Забвение трудов и подвигов преподобного Саввы. Причины этого: литовско-польское нашествие в Смутное время и уничтожение рукописей поляками; замалчивание роли преподобного Саввы в истории России.
- Начало иноческого пути преподобного Саввы Сторожевского.
Основание монастыря в Звенигороде.
- Духовное окормление князя Юрия Димитриевича Звенигородского преподобным старцем Саввой. "Благоверное княжение".
- Чудеса преподобного Саввы: спасение царя Алексея Михайловича от медведя; Отечественная война 1812 года: спасение от разорения Звенигородского монастыря французами через явление преподобного Саввы Эжен (Евгению) Богарне; спасение мощей преподобного Саввы в советские годы при всеобщем вскрытии мощей, возвращение мощей в 1988 году в Даниловский монастырь; чудо с императором Петром I; преподобный Савва покровитель семьи Романовых.
| |
|
Продолжение |
|
|
|
Продолжение |
|
|
|
Продолжение |
|
|
18 ноября 2007 г. прихожане нашего Подворья посмотрели спектакль-драму «Крест-Хранитель», посвященный новомученикам российским от безбожной власти убиенным. Для многих было открытием, что в Москве уже 17 лет существует и ставит православные спектакли Русский духовный театр «ГЛАС».
Зал был полон, некоторым пришлось даже занять приставные места на стульях.
Увиденное трудно назвать в известном смысле спектаклем, это было нечто большее: это и житие святой мученицы Елизаветы Феодоровны, и духовное пение и молитвы, и отрывки из текстов Евангелия и проповедей святого Патриарха Тихона. Это напоминание о прошлом и предостережение нам, ныне живущим.
Когда действие на сцене закончилось, то в зале стояла гробовая тишина, никто не решался захлопать первым. А потом артистов долго благодарили. Из зала тоже не торопились выходить. Многие вытирали с лица слёзы.
Об увиденном поделилась одна из наших прихожанок: «В этом спектакле всё переплелось. Я была на Святой Земле, на Ганиной Яме, читала книги о новомучениках Российских. А здесь всё встало перед глазами, ожило так ясно, я плакала. Надо, чтобы все посмотрели этот спектакль! Мы открыли для себя этот театр, взяли репертуар, хотим пойти и на другие спектакли»… |
|
Продолжение |
|
|
|
Продолжение |
|
|
|
Продолжение |
|
|
- Матушка, пожалуйста, расскажите немного о Вашей семье. Были ли Вы воспитаны в христианстве? В какой конфессии? Как Вы встретились с православием? Как стали православной?
Я родилась и выросла в Гааге. Перед нашим домом был лесок, а за ним дюны. Чудесное место, заложившее основу моей любви к природе и её Создателю. Хоть я и не воспитывалась в вере, но выросла в любящей семье, где нам прививались уважение к людям и любовь к природе. Ещё в раннем детстве, под влиянием библейских рассказов, услышанных мной на уроках Закона Божьего в начальной школе, а позже моего собственного опыта, я стала задумываться над большими жизненными вопросами: «Есть ли Бог? Правда ли, что Он слышит наши молитвы?». Моя мама ходила иногда в реформаторскую церковь, и я стала ходить туда в воскресную школу. Потом у меня появилась подруга, которая пела в византийском католическом церковном хоре. С четырнадцати лет и я стала петь в этом хоре на церковно-славянском языке во время Божественной Литургии. В то же время я пришла в голландский православный монастырь Иоана Крестителя в Гааге. Здесь в 18 лет я приняла православие. |
Продолжение |
|
|
Интервью с писателем Валерием Шамшуриным
Нижегородский писатель Валерий Шамшурин несколько десятилетий посвятил изучению истории Смутного Времени. Еще в начале 90-х вышла его трилогия о спасении Отечества народным ополчением Минина и Пожарского: "Каменная соль", "Набат над Волгой", "Алтарь Отечества". Мы встретились с ним в Нижнем Новгороде накануне организованной Валерием Анатольевичем ежегодной акции «Алтарь Отечества»: уже несколько лет энтузиасты, жители городов, по которым четыре века назад проходило народное ополчение, повторяют путь своих великих предков.
– Валерий Анатольевич, мы знаем из истории, что в последний период смуты страна оказалась на краю погибели: Москва оккупирована поляками, в России голод, разорение. И в тот момент, когда уже ничто, казалось, не может спасти страну, патриарх Гермоген отправляет из своей темницы в Чудовом монастыре воззвание – призывая защитить веру. И отклик на этот призыв появляется в Нижнем Новгороде. Почему именно здесь, как вы думаете?
– Ну, я думаю, во-первых, что все свершается по Божьей воле, а без нее ничего не делается. А во-вторых, видимо, такие условия создались, что Нижний смута не затронула. Я имею в виду предательство, раздоры, разбои, которые были почти по всей западной части России и севернее. Ведь представьте себе, с севера шли шведы, по сути дела они претендовали на всю полноту власти в России, англичане уже задумывали уже свою интервенцию, их король Иаков думал. Ну, с запада шли ляхи, как называли тогда поляков, и литовцы. Юг – это Крым, это крымские татары, и тоже они старались проникнуть поближе к Москве, к столице.
Как видите, везде, все области были охвачены вот этой смутой. Единственное, что оставалось в незыблемости – в относительной, конечно; потому что когда трясет одну часть государства, трясет, задевает обязательно и другую – это земли, связанные с Поволжьем. И Нижний Новгород оказался в центре вот такого относительно спокойного места.
Во-вторых – не везде же были Минин и Пожарский! Не везде же были такие герои! Оба люди набожные, бессеребренники, они были убежденными нестяжателями, оба проводили идеи Нила Сорского. Поэтому ничего удивительного нет в том, что торговец и прасол Кузьма Минин все свое имущество пожертвовал на ополчение. Это вполне было в его характере и в его привычках. |
Продолжение |
|
|
| << В начало < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 Следующая > В конец >>
| Всего 925 - 938 из 955 |
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
|
|